2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Схема двигателя мотоблока

Устройство мотоблока


Двигатель и системы его обеспечения

Большинству пользователей мотоблоков приходится иметь дело с четырехтактными бензиновыми двигателями с воздушным охлаждением. Эти двигатели имеют следующие системы обеспечения их работы:

  • Система подачи топлива, предназначенная для приготовления топливовоздушной смеси, состоящая из топливного бака с краном, топливного шланга, карбюратора, воздушного фильтра.
  • Система смазки, обеспечивающая смазку трущихся деталей.
  • Механизм запуска (стартер), предназначенный для раскрутки коленчатого вала. Многие двигатели оснащены механизмом облегченного запуска, снижающим усилие запуска за счет устройства на распределительном валу, открывающего выпускной клапан при такте сжатия и тем самым уменьшающего компрессию в цилиндре при раскручивании коленвала. Тяжелые мотоблоки иногда оснащаются электростартерами, работающими от аккумуляторов. Некоторые модели имеют электрический и ручной запуск. Последний используется в качестве резервного.
  • Система охлаждения, отводящая тепло от блока цилиндра двигателя потоком воздуха, нагнетаемого крыльчаткой маховика при вращении коленвала.
  • Система зажигания, обеспечивающая бесперебойное искрообразование на свече зажигания. Вращающийся маховик с магнитным башмаком индуцирует в магнето э.д.с., преобразующуюся с помощью электронной схемы в электрические сигналы, подаваемые на свечу. В результате между контактами последней проскакивает искра, воспламеняющая воздушно-топливную смесь.
  • Система газораспределения, отвечающая за своевременное поступление в цилиндр двигателя топливовоздушной смеси и выпуск отработанных газов. В состав системы газораспределения входит глушитель, предназначенный для направленного выпуска отработанных газов и снижения шума.

Отметим, что двигатели продаются со всеми его системами, и если есть задумка сделать мотоблок своими руками, то у купленного двигателя уже будут и бензобак, и воздушный фильтр, и стартер, и т.д.

На рисунке ниже представлен широко применяемый в мотоблоках отечественного производства двигатель Honda серии GX модели GX200 QX4. Мощность агрегата составляет 5,5 л.с. Он имеет горизонтальное расположение коленчатого вала и повышенную степень сжатия, обеспечивающую эффективное сгорание топлива и низкое образование нагара.

Трансмиссия

По своему типу узлы трансмиссии (редукторы и коробки передач) могут быть шестеренчатыми, ременными, цепными или представлять собой различные сочетания тех и других.

Классическая шестеренчатая трансмиссия, состоящая только из цилиндрических и конических шестерен, применяется в основном на тяжелых мотоблоках и некоторых моделях средних машин. Как правило, она имеет реверс и несколько понижающих ступеней.

На рисунке ниже представлена шестеренчатая трансмиссия мотоблока «Угра» НМБ-1, состоящая из цилиндрических и конических шестерен. Двигатель жестко крепится к коробке передач, которая в свою очередь жестко связана с угловым редуктором. Конструкция мотоблока НМБ-1 не имеет цепных и ременных передач, которые, по мнению ее разработчиков, являются ненадежным звеном трансмиссий из-за склонности к обрывам, повреждениям и проскальзыванию ремня.

Вращающий момент от коленчатого вала передается на ведущий вал 16 (Схема коробки передач) коробки передач и снимается с конической шестерни ведомого вала 15 вертикальным валом 6 углового редуктора (Схема углового редуктора), передающим вращение на шестигранный вал 8 ведущих колес. Во избежание нарушения правильной работы трансмиссии, не рекомендуется разборка трансмиссии мотоблока, которая может привести к нарушению регулировки шестерен.

Коробка передач по своей конструкции является механической двухходовой с 3-мя передачами вперед и 1-ой назад. Трансмиссия имеет два вала отбора мощности (А) и (Б).

Шестеренчато-червячные трансмиссии, состоящие из двух редукторов — верхнего шестеренчатого и нижнего червячного — используются обычно на легких мотоблоках. Коленчатый вал двигателя имеет вертикальное расположение. Иногда машины с шестеренчато-червячной трансмиссией оснащаются центробежной автоматической муфтой сцепления. Подобное устройство мотоблока обеспечивает повышенную компактность агрегата.

Ременно-шестеренчатые, ременно-цепные и ременно-шестеренчато-цепные трансмиссии являются довольно распространенными в легких и средних мотоблоках. Двигатель вращает вал шестеренчатого или цепного редуктора с помощью ременной передачи, являющейся одновременно и сцеплением. Шестеренчато-цепные передачи часто реализуются в одном картере.

У ременной передачи, для изменения скорости движения мотоблока и отбора мощности, шкивы могут иметь дополнительный ручей. К достоинствам такой трансмиссии относится более простая, чем в случае с шестеренчатой трансмиссией, разборка и сборка мотоблока.

На рисунке ниже представлена клиноременная передача мотоблока GreenField модели МБ-6.5 (с ременно-шестеренчатой трансмиссией), которая наряду с передачей момента и снижением числа оборотов выполняет также функции сцепления и коробки передач (переключения скоростей).

Функция сцепления реализуется с помощью натяжного ролика и механизма управления, состоящего из тяги и системы рычагов, позволяющих изменять положение ролика, натягивающего или ослабляющего ремень и, соответственно, включающего или отключающего передачу вращающего момента от двигателя к редуктору. Переключение скоростей осуществляется с помощью двухручьевых шкивов. Переставляя ремень с одного ручья на другой, получают разную скорость движения мотоблока.

Похожая схема реализована и в отечественном мотоблоке Салют 5, изображенном на рисунке ниже. Клиноременная передача передает вращение на шестеренчатый редуктор мотоблока.

Как правило, трансмиссии мотоблоков имеют валы отбора мощности, обеспечивающие передачу вращающего момента к рабочим органам машины. По своему типу и месту расположения в трансмиссии валы отбора мощности могут быть независимыми, располагающимися до сцепления и вращающимися независимо от его состояния (отключенного или включенного), или зависимыми, располагающимися после сцепления, и синхронными определенной передаче. В одном мотоблоке может быть несколько валов отбора мощности — различных по типу и скорости вращения.

Сцепление

Конструктивно сцепление может быть выполнено по-разному. В виде клиноременной передачи (см. выше), натяжение или ослабление ремня которой с помощью рычага сцепления приводит к передаче или прекращению передачи крутящего момента от двигателя к редуктору. Или в виде однодискового или многодискового фрикционного сухого или мокрого (масляного) сцепления, которое является более надежным и используется в большинстве моделей мотоблоков. В некоторых машинах применяется гораздо более редкая коническая муфта сцепления.

На уже рассмотренном мотоблоке «Угра» ООО «Кадви» установлено сцепление, являющееся по своей конструкции наиболее традиционным — фрикционное многодисковое с нажимной пружиной, работающее в масляной ванне. Устройство мотоблока с подобным сцеплением должно предусматривать наличие картера для сцепления, куда заливается трансмиссионное масло.

Сцепление состоит из ведущей полумуфты 2 (Схема сцепления мотоблока), ведомой полумуфты 3, тарельчатой пружины 4, ведущих 5 и ведомых 6 дисков, упорного кольца 7. Работает оно следующим образом. При отпущенном рычаге сцепления тарельчатая пружина сжимает ведомые и ведущие диски, собранные в пакете поочередно. За счёт трения между дисками, осуществляется передача вращающего момента от двигателя к коробке передач. При выжатом рычаге сцепления усилие посредством тросика передается на рычаг выключения сцепления 4 (Рычаг сцепления). При этом вилка сцепления 2 через ведомую полумуфту и выжимные подшипники сжимает пружину, разъединяя ведомые диски с ведущими и прекращая передачу вращающего момента.

Дифференциал


Ходовая часть

В большинстве мотоблоков расстояние между колесами может изменяться, это обеспечивает возможность установки колеи разной ширины. Используются два основных вида колес — обычные пневматические и утяжеленные металлические с широкими грунтозацепами. Утяжеляющие грузы могут привариваться к колесам или крепиться к ним с помощью болтов. Многие конструкции металлических колес предусматривают крепление различных по весу грузов. Это позволяет при необходимости увеличить вес мотоблока до значений, обеспечивающих необходимое сцепление колес с грунтом.

Металлические колеса могут быть со сплошным ободом или выполненным в виде двух-трех узких обручей, связанных между собой грунтозацепами. Первые имеют тот недостаток, что между грунтозацепами накапливается земля, препятствующая хорошему сцеплению колес с грунтом.

Органы управления

Некоторые органы управления (воздушной заслонкой карбюратора, включения вала отбора мощности и пр.) располагаются на соответствующих узлах и агрегатах.

Обычно на левой рулевой штанге располагают рычаг управления муфтой сцепления и рычаг экстренной остановки двигателя, на правой — ручку «газа», рычаг привода колес и тормоза (если он есть). Конструкция рулевой колонки мотоблоков предусматривает, как правило, регулировку положения ручек в горизонтальной и вертикальной плоскостях. На рисунке представлены органы управления мотоблока SunGarden MF360.

Обзор популярной серии мотоблоков МБ-1

Мотоблок МБ-1 — это устройство, которое заменяет тяжелый ручной труд. Его используют в хозяйстве для работ с почвой. Размеры агрегата небольшие. Он состоит из двигателя, основания, а также к нему прилагается навесное оборудование для мотоблока.

Описание мотоблока МБ-1

Мотоблоки МБ-1 очень популярны в нашей стране. Их начали производить с 80-х годов и постоянно совершенствуют. Тяговой класс у них — 0,1, с дополнительным и прицепным оборудованием. Эта цифра указывает на тяговую силу техники.

Если учесть, что мотоблоки и мини-тракторы распределяются на 7 классов, то данный агрегат находится в первом ряду.

Навесное оборудование позволяет мотокультиватору пахать землю, окучивать ее, разрыхлять, выкапывать корнеплоды и сгребать траву. С помощью прицепа перевозят различные грузы. Оптимальная обрабатываемая площадь 6-40 соток.

После приобретения агрегата МБ-1 нужно внимательно изучить все представленные рекомендации, которые содержатся в руководстве по эксплуатации.

Для культиватора МБ-1 характеристики выглядят следующим образом:

  • Основная деталь, на которой крепятся все агрегаты, — это блок цилиндра.
  • Двигатель внутреннего сгорания — газораспределительный механизм, который управляет газовыми потоками. Этот механизм состоит из распределительного вала и прилегающих компонентов (выпускных и впускных клапанов).
  • Диаметр распределительного вала равен 30 мм, длина — 280 мм.
  • КШМ — кривошипно-шатунный механизм — обеспечивает вращательное движение поршня.
  • Топливная система — подает и фильтрует горючее из бака и поставляет его в цилиндры.
  • Для появления электрической искры есть система зажигания.
  • Пусковое устройство, которое оказывает помощь при запуске движка.
  • Система охлаждения, предостерегающая перегревание мотора.

Одним из производителей мотоблока МБ-1 Ока является завод «Калужский двигатель», расположенный в г. Калуга. Он выпускает три варианта мотоблоков: А, Б и В:

  1. Вариант А. Мотоблок МБ-1Д1М 10.
  2. Вариант Б. Мотоблок МБ-1Д2М.
  3. Вариант Б. Мотоблок МБ-1Д3М.

На каждом из них устанавливают разные двигатели:

  • МБ-1Д1(2, 3) М — двигатель ДМ 1М, мощностью 8,0/5,9 (л.с/кВт);
  • МБ-1Д1(2, 3) М 1 — двигатель ДМ 1М, мощностью 8,0/5,9 (л.с/кВт);
  • МБ-1Д1(2, 3) М 1 — двигатель Mitsubishi GT600, мощностью 6,0/4,4;
  • МБ-1ДК (2, 3) М 7 — двигатель I/C 6,0 HP, мощностью 6,0/4,4;
  • МБ-1Д1(2, 3) М 9 — двигатель NONDA GX — 200, мощностью 6,5/4,8;
  • МБ-1Д1(2, 3) М 10 — двигатель Lifan 168 F-2A, мощностью 6,5/4,8;
  • МБ-1Д1(2, 3) М 10 — двигатель Lifan 168 F-2A, мощностью 6,5/4,8;
  • МБ-1Д1(2, 3) М 11 — двигатель Vanguard 6,5 HP, мощностью 6,5/4,8;
  • МБ-1Д1(2, 3) М 12 — двигатель Lianlong 168F 1A, мощностью 6,5/4,8;
  • МБ-1ДК (2, 3) М 13 — двигатель Robin Subaru EX 17, мощностью 6,0/4,4;
  • МБ-1ДK(2, 3) М 14 — двигатель Robin Subaru EX 21, мощностью 7,0/5,2;
  • МБ-1Д1(2, 3) М 15 — двигатель КАДВИ 168F — 2A, мощностью 6,5/4,8.

При работе с мотокультиватором МБ-1 инструкция по эксплуатации поможет фермеру разобраться в основных аспектах работы агрегата.

Есть еще один мотоблок китайского производителя, который утвержден нашим ГОСТ. Это мотоблок МБ-2 м. Мощность двигателя мотоблока 6,5 л.с. Он хорошо справляется с грунтом и при этом тратит мало бензина. В отзывах пользователей относительно китайской модели есть недовольства по поводу деталей, которые сделаны не из металла, а из пластмассы. При интенсивной работе минус в одном: часто ломаются фрезы и рвется шнур стартера.

Популярны и мотоблоки «Форза» от производителя «УралБензоТех», который выпускает усовершенствованную технику, а также запчасти и навесное оборудование. Базовой моделью служит культиватор FZ-01-6,5F. У них современный дизайн, они достаточно надежные и прочные.

Карбюратор мотоблока МБ-1

Рассмотрим карбюратор мотоблока МБ-1. Устройство регулирует подачу топлива в двигатель и подготавливает горючую смесь (смешивая горючее с воздухом). Это часть двигателя внутреннего сгорания.

Для чего нужна регулировка карбюратора? Может сложиться ситуация, когда мотоблок начнет работать нестабильно. Это может произойти, если агрегат длительное время не использовался или, напротив, претерпевал большие нагрузки. В такой ситуации понадобится регулировка карбюратора, для которой есть специальная инструкция.

Отрегулировать карбюратор нужно в следующей последовательности:

  1. Закрутить до упора (не переусердствуя) винты полного и малого газа, а затем вывернуть их на полтора оборота.
  2. Запустить мотор и подождать 10 минут, пока он прогреется.
  3. Не заглушая мотор, рычаг поставить на минимальные обороты.
  4. Винтом (дроссельная заслонка), которым регулируют количество протекаемого горючего, нужно добиться таких минимальных оборотов холостого хода, при которых прекратятся перебои.
  5. Отрегулировать дроссельный винт на максимум, а затем на минимум. Это нужно делать до тех пор, пока мотор не начнет работать нормально.
  6. Перевести рычаг двигателя на газ.
  7. Винт газа поставить максимум на 2,5 оборота.

Мотоблок МБ-1 навесное оборудование имеет следующее:

  • Плуг. Предназначен для вспашки земли.
  • Окучник. Для обрезания борозд.
  • Выкапыватель корнеплодов.

Устройство редуктора культиватора МБ-1

Рассмотрим устройство редуктора мотоблока МБ-1. Это устройство, отвечающее за вращение, движение от двигателя к колесам. Сборка редуктора мотоблока МБ-1 выполнена таким образом, что на его корпусе с внешней стороны есть элементы, отвечающие за изменение передач. Коробка передач имеет пять позиций. При нажатии вилка выносит муфту из зацепления. При сбросе она возвращается в свое начальное положение.

При подключении привода к правой части агрегат остановится. Вращение исходит от звездочки. Когда ручка цепляет левую звездочку, передача снижается. При желании максимальной передачи ручку выдвигают до конца.

Сборка и настройка редуктора осуществляются после ремонта или неисправности. Перед процедурой осматривается каждая деталь на наличие повреждений и загрязнений.

Иногда производится замена двигателя на мотоблоке МБ-1. Это совершается при желании поставить импортный двигатель на отечественную модель. С этой целью применяется комплект, в который входят плита (площадка, шкив), передача ремня, комплект крепежа. Существует схема замены двигателя. Благодаря чертежам можно будет легко справиться с заменой.

Мотокультиваторы старого образца тоже популярны. Первый советский мотоблок МБ-1 — очень выносливая и надежная техника, которую использовали в разных целях. Их производили на основе советских культиваторов, которые были достаточно прочными.

Сооружение мотоблока своими руками

На приусадебных и дачных участках, в огородах и садах с большим успехом используются мотоблоки, которые позволяют значительно облегчить и упростить посадку, уборку, прополку, подкормку и уход за растениями.

Мотоблок — это достаточно универсальное многофункциональное мобильное устройство на базе одноосного привода, как правило, с одним колесом или с двумя колёсами на одной оси, при этом оператор управляет этим агрегатом, шагая за ним по обработанной почве, поддерживая устройство за ручки, на которых расположено управление. Используя навесные устройства, мотоблок может выполнять функции культиватора, фрезы, плуга, транспортного средства, генератора тока или помпы.

Устройство мотоблока

Мотоблок состоит из бензинового двигателя или электродвигателя, системы управления, трансмиссии, системы агрегатирования и ходовой части.

Двигатель

В агрегатах используются как двухтактные, так и четырёхтактные моторы. Они оборудуются устройствами, автоматически регулирующими частоту вращения, что упрощает работу оператора. Мощность двигателей лёгких мотоблоков и мотокультиваторов составляет до 5 л. с., а у тяжёлых (собственно мотоблоков) — до 10 л. с. Двигатели большей мощности используются редко.

Трансмиссия

Это устройство ставится на мотоблоки в различных вариантах технических решений. Наиболее часто встречаются такие трансмиссии:

  • Зубчатая — стандартная тракторная трансмиссия. В ней имеются только передачи зубчатого типа с реверсом и несколькими ступенями. Муфта сцепления управляется отдельно. Коленчатый вал расположен перпендикулярно ведущей оси в горизонтальной плоскости. Для отбора мощности имеется вал.
  • Зубчато-червячная. Состоит из верхнего зубчатого редуктора и нижнего червячного. Имеет вертикальное расположение коленчатого вала. Снабжена автоматической центробежной муфтой сцепления. Для отбора мощности имеет шкив или вал. Эта передача очень компактна. Применяется на легких мотоблоках и мотокультиваторах.
  • Ременно-зубчато-цепная. Вал редуктора вращается с помощью ременной передачи, служащей также сцеплением. Агротехнический просвет увеличивается за счёт цепной передачи. Коленчатый вал размещён горизонтально, параллельно ведущей оси. Ведущий шкив оснащён дополнительным ручьём для отбора мощности. Ременная передача может служить вариатором и реверсом. Зубчатая часть редуктора бывает как одноступенчатой, так и двухступенчатой.
  • Гидрообъёмная — это новый и более дорогостоящий тип трансмиссии, который позволяет производить плавную регулировку тягового усилия и скорости мотоблока. Очень легка в управлении.

Система агрегатирования

Важный элемент, предназначенный для сопряжения мотоблока с сельскохозяйственными орудиями. Мотокультиваторы оборудованы для установки орудий на ведущую ось, а у мотоблоков они крепятся на специальный кронштейн. Кроме того, у многих изделий имеются устройства отбора мощности, с помощью которых приводятся в действие активные рабочие органы навесных орудий.

Система управления

Для удобства практически все органы управления выведены на ручки или рулевые штанги мотоблока. На самих узлах блоков расположены: включение отбора мощности, регулирование заслонки карбюратора и т. д. На левой ручке расположено управление муфтой сцепления, а «газ» расположен на правой. Лёгкие мотоблоки и мотокультиваторы тормозами не оснащаются. На тяжелых — управление тормозами выводится на правую ручку.

Принцип работы

С помощью двигателя создаётся усилие, которое приводит в движение мотоблок и передаётся на сельскохозяйственные орудия.

У мотокультиватора главный механизм — это почвофреза. Она используется для вспашки, уничтожения сорняков, внесения в грунт удобрения. Причём чем шире почвофреза, тем меньше тратится сил и времени на обработку участка.

Для более тяжёлых мотоблоков можно использовать много типов навесного оборудования, что значительно расширяет функции устройства. К дополнительному оборудованию или модификациям мотоблоков относятся:

  • культиватор;
  • плуг;
  • окучник;
  • прицеп;
  • снегоуборщик;
  • электрогенератор;
  • косилка;
  • транспортер;
  • помпа и другие.

Мотоблоки могут быть:

  • бытовыми;
  • профессиональными;
  • полупрофессиональными.

Это отличие обычно основывается на мощности двигателя и надежности конструкции. Профессиональное оборудование значительно дороже бытового, но может обработать территорию большой площади. Кроме того, такие мотоблоки могут быть специализированными для работы на очень узких участках или поверхностях с большими уклонами.

Общепринято деление мотоблоков по мощности (хотя формально деление имеет отношение к весу):

Сверхлегкие имеют вес менее 20 кг и мощность мотора — не более 2 л. с. Применяются для обработки небольших площадей и теплиц с глубиной рыхления до 15 см и шириной обрабатываемой полосы до 0,3 м. Их легко транспортировать в легковой машине.

Легкие весят до 50 кг и мощность доходит до 4 л. с. Землю обрабатывают на глубину порядка 20 см. Они могут применяться на огородах и приусадебных участках менее 16 соток.

Средние мотоблоки имеют массу до 100 кг, при этом мощность достигает 7 л. с. Это даёт возможность глубокого рыхления широкой полосой, но манёвренность такого устройства резко снижается. Средний агрегат можно использовать на участках до 50 соток.

Тяжелые устройства с весом до 130 кг имеют мощность свыше 9 л. с. Рассчитаны на работу на участках до 1 га и более. Скорость мотоблоков достигает 12 км/ч. Всегда могут быть укомплектованы множеством различных дополнительных устройств и орудий. Они относятся к профессиональной технике и могут эксплуатироваться в фермерских хозяйствах и сельскохозяйственных предприятиях. Они малопригодны для работы на узких полосах в садах, огородах и междурядьях.

Используется и деление мотоблоков по методу агрегатирования:

Мотокультиваторы. У них сельскохозяйственное орудие (почвофреза, пропольник и т. д.) устанавливается вместо колёс на ведущую ось.

Колёсные мотоблоки. У этих устройств сельскохозяйственное орудие (к примеру, самодельный плуг) работает за счет применения тягового усилия, которое создаётся ходовой частью на колёсах.

Применение

Мотокультиваторы и колесные мотоблоки используются для вспашки и окучивания на участках малой и средней величины, в садах, теплицах и цветниках; для скашивания травы, внесения удобрений, прополки сорняков, уборки снега; как привод для других орудий, машин и генерирования энергии; для перевозки небольших грузов на малые расстояния (при использовании прицепа).

При этом сверхлёгкие и лёгкие мотоблоки комплектуются, как правило, только фрезой и пропольником, а окучником только в отдельных случаях.

Средние мотоблоки имеют съёмные колёса и комплектуются достаточно большим выбором орудий (фреза, плуг, борона, окучник, косилка), а также полуприцепом с грузоподъемностью до 500 кг.

Тяжёлые устройства оборудованы несменными колёсами. В комплект входят:

  • плуг и фреза;
  • устройства, подключаемые к приводу;
  • культиватор;
  • грабли;
  • борона;
  • косилка;
  • снегоочиститель;
  • бульдозерный отвал;
  • помпа;
  • мощный полуприцеп.

Мастерим сами

Существует несколько мотоблоков различной мощности, разного функционального назначения и степени сложности изготовления, предложенных изобретателями и фермерами. Некоторые из них не просто дешевле, но и лучше промышленных.

Одной из самых известных конструкций самодельного мотоблока является устройство Валентина Архипова. Это многофункциональный мотоблок, предназначенный не только для вспашки и боронования, но и для посадки, окучивания, сбора урожая и подбора ботвы.

Данный агрегат является самоходной двухколесной машиной, оборудованной двигателем от мотороллера Вятка Электрон. Этот выбор основан на том, что у мотора имеется принудительная система воздушного охлаждения цилиндра. Кроме того, такой двигатель может работать при больших нагрузках на очень малых скоростях. Цепи, рукоятки, дуга рамы, тросы управления и подвеска двигателя взяты с той же модели мотороллера. Почти все остальные детали, использованные для конструирования мотоблока, тоже промышленного производства.

Самостоятельно необходимо изготовить путём сварки из труб раму в форме буквы П и выточить колесную ось на токарном станке. Ещё необходимо изготовить три шарнира для двух регулирующих и основной тяги. Они служат соединяющими элементами между мотоблоком, рулевым управлением и плугом. К раме агрегата приварена стальная труба, завершаемая осью, которая требуется для натяжения тросов, соединённых с коробкой передач. Натяжение осуществляется с помощью коромысла, а ручкой переключения передач является отрезок приваренной стальной трубы. Шаг используемых цепей — 12,7, а также 15,9 мм. Используются звёздочки: на выходном вале 11, на вторичном вале одна 60 и одна 20 и 40 на ходовой оси.

Преимуществом данного мотоблока является шарнирное соединение, что позволяет изменять направление движения при производстве работ, не вынимая плуг из борозды. Кроме того, ось расположена под небольшим углом в направлении движения. Это предотвращает увод агрегата при вспашке в сторону. Кроме того, при работе этим мотоблоком глубина вспашки регулируется автоматически, путем изменения по отношению к борозде угла плуга.

Мотоблок оборудован полевой доской, выступающей как подъемная сила при зарывании плуга. Если лемех выходит на поверхность земли, то сразу у него увеличивается угол атаки, и он снова погружается в почву на требуемую глубину.

Сборка мотоблока начинают с ходового вала. К нему прикрепляется корпус с подшипниками, приваривается звездочка и монтируются обгонные муфты, заменяющие дифференциал. Затем конструкция оборудуется рамой и колесами. На установленную раму устанавливается телескопическая тяга, руль и плуг.

Мотоблок имеет специальные колеса, которые имеют лучшее сцепление с грунтом, чем резиновые. Металлические колеса не забиваются почвой и при давлении на грунт они не уплотняют, а разрыхляют его. Соединение рамы блока с подвеской двигателя и рамой мотороллера осуществляется двумя дугообразными трубами. Топливный бак размещается между ними.

Двигатель обустраивается с помощью кронштейна, завершенного 150 мм стальной осью. Кронштейн, как консоль, приваривают к П-образной раме. Затем на ось подвешивают мотор. Всю конструкцию присоединяют к дугообразным трубкам рамы. После этого монтируется вторичный вал, протягиваются тросы управления и натягиваются цепи. Мотоблок готов.

Другие орудия крепятся на мотоблок также как плуг — двумя болтами. Но кронштейны культиватора, граблей и бороны повернуты относительно вертикали, для компенсации угла наклона плуга. Мотоблок может использоваться для уборки снега, при этом он дополнительно оснащается небольшим бульдозерным ножом. А если поставить звездочку, а также валик с щеткой, то можно подметать улицу.

Конструирование и монтаж мотоблока самостоятельно — достаточно трудоемкое занятие, требующее достаточно хороших знаний в этой области. В интернете существуют детальные чертежи и ролики, позволяющие осуществить подбор деталей и сборку самому. И всё же существует большое количество промышленных мотоблоков в различных диапазонах цен и мощностей, позволяющие приобрести тот, который требуется, если собственных знаний и умений не хватает для самостоятельного изготовления хорошего устройства.

Основные возможности мотоблоков

Прогресс шагает по планете, и уходят в прошлое те времена, когда лопата и грабли были главными инструментами на садово-огородных участках.

И не только лопата и грабли уходят в прошлое, практически на сегодняшний день в деревнях не стало лошадей и тракторов.

Раньше жители деревень многие продукты питания выращивали сами на своих приусадебных огородах и участках. Картофель, огурцы, помидоры, капуста, свекла, морковь и много чего другого — перечислять можно долго.

Большие участки засаживали картофелем, так, что хватало на весь год до свежего урожая. Во времена колхозов, для того, чтобы вспахать свои личные участки, можно было взять на колхозной конюшне лошадь и за несколько часов обработать весь участок.

Лошадь также выручала, когда нужно было привезти из леса дрова, сено из лугов и прочие транспортные надобности.

Со временем, лошадей становилось все меньше и меньше, им на смену пришли колхозные тракторы.

Далее, с исчезновением колхозов практически не стало в деревнях и тракторов.

Настала эра железных коней — мотокультиваторов и мотоблоков. Спрос на такую технику резко возрос, немалую роль в повышении спроса сыграли и дачники.

В настоящее время разрешено для садоводства-огородничества приобретать участки не только размером 6 соток (такие правила были раньше), но и 15, 20 и более соток.

Поэтому, мотоблоки для дачи сегодня востребованы в достаточной степени и потому их выбор в магазинах садовой техники поистине огромен.

Можно выбрать легкий мотоблок для дачи небольшой площади, а средний и тем более тяжелый мотоблоки подойдут для участков больших размеров.

Много моделей иностранных фирм, но стараются не отставать и российские производители.

Культиваторы мы рассматривали в предыдущей статье, сегодня предлагаю вашему вниманию статью о мотоблоках.

Мотоблок что это такое

Человеку, который впервые прочитает или услышит слово мотоблок, будет непонятно, что это слово означает.

О первой половине слова еще можно догадаться, что «мото» это что-то связанное с мотором, а что такое «блок»?

Вот культиватор, который мы рассматривали в предыдущей статье, – тут все понятно.

Культиватор – от слова культивировать, и значит, означает устройство, с помощью которого культивируют, то есть рыхлят почву.

Как оказалось, слово блок имеет много значений, но для нашего случая наиболее подходящим является следующее толкование «блок – объединение чего-либо близкого по виду, функции …».

Таким образом, мотоблок – это механизм, в котором мотор (двигатель) может объединяться с разными сменными устройствами для выполнения какой-то определенной работы.

Это интересно. Ранее это устройство имело название пешеходного трактора или одноосного трактора. Но такие названия, хотя и были более понятны, все-таки не прижились в России, и с восьмидесятых годов прошлого века в употребление прочно вошло слово мотоблок.

По сравнению с культиватором, мотоблок является многофункциональным агрегатом. Он может по желанию хозяина работать круглый год, нужно только иметь соответствующий комплект навесного оборудования.

Весной – вспашка почвы, ее культивирование, боронование, нарезка борозд, посадка картофеля.

Летом — окучивание картошки, кошение травы, подметание.

Осенью – выкапывание картошки, осенняя вспашка почвы.

Зимой – уборка снега.

Кроме названного, мотоблок может являться небольшим транспортным средством и перевозить грузы; вырабатывать электрический ток при подключении к нему генератора; перекачивать воду при подключении к нему насоса; и даже строгать и пилить при навешивании рубанка или пилы.

Как он устроен

Чтобы мы понимали друг друга, я считаю необходимым вкратце, в популярной форме рассказать вам об устройстве мотоблока.

Внешне мотоблок похож на культиватор, если у культиватора установлены пневматические колеса.

Издалека сразу и не определишь, что это работает – культиватор или мотоблок. Но при ближайшем рассмотрении можно однозначно определить, какой агрегат перед вами.

Мотоблок в отличие от культиваторов, всегда имеет самоходные пневматические колеса и дополнительный рабочий вал, который называется валом отбора мощности.

Этот вал приводит в движение почти все навесные орудия, которые могут навешиваться на мотоблок.

Далее мы подробнее рассмотрим это навесное оборудование, его функции и назначение.

Это важно, чтобы потенциальный покупатель представлял, какие дополнительные устройства ему необходимы сразу, а какие-то можно приобрести потом, если они понадобятся или не приобретать вовсе.

Основную часть на рынке составляют мотоблоки бензиновые, на дизельные мотоблоки выпадает незначительная доля от всего количества приобретаемых машин этого вида.

Основными частями мотоблока являются двигатель, трансмиссия, сцепление, рукоятка с органами управления, колеса и рама, на которой крепятся все названные узлы.

Назначение двигателя понятно без слов: двигатель в процессе своей работы обеспечивает работу всего агрегата – вращает колеса и вращает вал отбора мощности.

На мотоблоки в основном устанавливаются бензиновые двигатели, двухтактные или четырехтактные. Реже мотоблоки комплектуются дизельными двигателями.

Пуск двигателей чаще ручной с помощью ручного стартера, но некоторые мотоблоки оборудованы электростартером, питающимся от собственного аккумулятора.

Применяется иногда и запуск от электрической сети – мотоблок заводится около дома или гаража и далее следует к месту работы.

Такие мотоблоки имеют также возможность пуска и от ручного стартера.

Назначение трансмиссии заключается в передаче вращающего момента от двигателя на колеса и на вал отбора мощности.

В зависимости от мощности в разных моделях мотоблоков применены различные конструктивные решения.

Трансмиссии могут быть зубчато-червячными, ременно-зубчато-цепными или просто зубчатыми.

Не будем подробно рассматривать устройство и состав таких трансмиссий, чтобы не перегружать читателей излишней технической информацией.

Назначение сцепления в мотоблоках такое же, как и в автомобилях (надеюсь, на автомобиле у нас ездил каждый, если не за рулем, то пассажиром точно).

Сначала заводится двигатель мотоблока, прогревается несколько минут и только потом с помощью сцепления вращение вала двигателя через трансмиссию передается на колеса.

Агрегат, управляемый человеком, начинает движение к краю поля.

Чтобы остановиться — нужно выключить сцепление, для переключения следующей передачи вперед или назад без сцепления также не обойтись.

Без сцепления было бы совсем неудобно управлять мотоблоком – при пуске двигателя мотоблок сразу бы рванул вперед или назад, для остановки или переключения скоростей нужно было бы глушить мотор.

Не просто неудобно, но, вероятно, и невозможно.

Назначение рукояток также понятно из их названия (чтобы держаться за них руками!).

Ну, а если серьезно, то рукоятки предназначены для управления мотоблоком, выполнения различных маневров.

На рукоятках расположены большинство органов управления.

Колеса. Колеса у мотоблока могут быть двух типов пневматические (то есть наполненные воздухом) и металлические, называемые грунтозацепами.

Пневматические колеса наиболее применяемые, они являются штатными — на них мотоблок передвигается к месту работы и обратно, на них же выполняется и большинство операций по обработке почвы.

Грунтозацепы рекомендуется устанавливать при выполнении некоторых видов обработки почвы, например при окучивании, выкапывании картофеля, вспашке плугом на большую глубину.

В этих случаях пневмоколеса могут пробуксовывать, что недопустимо. Кроме того, обычные колеса все-таки уплотняют, утрамбовывают почву, а грунтозацепы рыхлят ее.

Навесное и прицепное оборудование для мотоблоков

Часть навесного и прицепного оборудования входит в комплект мотоблока, другое оборудование покупатель может приобрести отдельно по мере необходимости.

Дополнительное оборудование может быть универсальным, то есть к вашему мотоблоку может подходить оборудование различных фирм.

Но чаще все-таки каждая фирма выпускает свой ассортимент навесного и прицепного оборудования, которое и рекомендует устанавливать на свои мотоблоки.

Рассмотрим основные виды навесного и прицепного оборудования с их краткой характеристикой.

Эта информация может пригодиться вам при выборе мотоблока и дополнительных видов оборудования.

Вероятно, следует пояснить термины «навесное» и «прицепное» оборудование.

Навесным оборудованием называется такое оборудование, для работы которого необходимо вращательное движение (например, культиваторные фрезы).

Прицепным оборудованием называется такое оборудование, которое не требует подключения к валу отбора мощности (например, отвальный плуг).

Назначение культиваторных фрез – культивирование и рыхление почвы.

Назначение отвального плуга. Основное его назначение – вспашка почвы весной или осенью.

Он отваливает почву только в одну сторону при рабочем ходе мотоблока, чтобы вспахать следующую борозду нужно вернуться в начало участка (холостой ход).

Также этим плугом можно весной закапывать картофель при посадке (картофель предварительно вручную укладывается в заранее подготовленную борозду), а также осенью выкапывать картофель из земли.

Назначение оборотного плуга заключается в исключении холостого хода при вспашке участка.

На самом деле оборотный плуг состоит как бы из двух плугов правого и левого, размещенных на вертикальной оси.

При движении в прямом направлении опущен правый плуг, при развороте мотоблока на 180 градусов, правый плуг поднимается, а левый опускается, и пласт почвы отваливается в ту же сторону, что и при прямом направлении.

Назначение роторного плуга. Этот плуг выполняет примерно ту же функцию, что и плуг отвальный.

Разница заключается в том, что отвальный плуг при движении просто отваливает землю в одну сторону, а роторный плуг, подсоединенный к валу отбора мощности, выполняет вращательное движение, тем самым дополнительно измельчая почву.

Плуг-окучник относится к прицепному оборудованию. Он имеет два лемеха, расположенных под острым углом.

При движении за мотоблоком такой плуг нарезает борозду, отваливая землю сразу в обе стороны.

Такая борозда применяется, например, при посадке картофеля. Свое наименование «окучник» этот плуг получил за свое главное предназначение – окучивание картофеля.

Назначение бороны заключается в дополнительном рыхлении почвы после культивирования или вспашки и для выравнивания поверхности обрабатываемого участка.

Бороны бывает различной конструкции — с рабочими элементами виде зубьев, дисков или сетки.

Боронование применяют также с целью сохранения влаги в почве, разрушения почвенной корки после дождя, при уничтожении сорняков.

Картофелекопалка является навесным оборудованием, подсоединяется к валу отбора мощности. Она помогает добыть картошку из земли, выбрасывая ее на поверхность.

Хозяевам останется только собрать ее в мешки и отправить на хранение в подвал или погреб.

Несколько советов по выбору мотоблока

Если вы твердо решили приобрести мотоблок, перво-наперво нужно определиться какими свойствами или техническими характеристиками должен обладать ваш избранник.

Основные технические характеристики мотоблоков такие:

• Мощность (измеряется в лошадиных силах, сокращенно – л.с.);
• Объем топливного бака (измеряется в литрах (л));
• Рабочая ширина (измеряется в в сантиметрах (см)) ;
• Рабочая глубина (измеряется также в сантиметрах);
• Количество скоростей (при движении вперед и при движении назад);
• Вес (кг).

Зная эти основные характеристики, вам будет проще при выборе агрегата, называемого мотоблоком.

При выборе конкретной модели мотоблока необходимо учитывать следующие критерии:

  • Общая площадь ваших участков, которые вам нужно будет обрабатывать. В инструкциях по пользованию часто указывается площадь, для которой рекомендуется конкретная модель.
  • Состав почвы – чем тяжелее почвы, тем большая мощность мотоблока потребуется.
  • От рабочей ширины зависит производительность мотоблока, чем больше ширина, тем быстрее можно обработать участок определенной площади.
  • Вес мотоблока — приобретая мощный (и соответственно, тяжелый мотоблок) покупатель должен иметь в виду , что управляться с мотоблоком, вес которого, например 200 кг, не так-то просто, нужно иметь определенную физическую силу.
  • Комплектность поставки. Обязательно уточните у продавца, – какие навесные и прицепные орудия входят в комплект данной модели. Если для выполнения всех планируемых вами работ предлагаемого комплекта орудий недостаточно, вы должны будете докупить их отдельно или попробовать подобрать другую модель мотоблока.
  • Гарантия изготовителя или продавца. При выборе конкретной модели мотоблока обращайте внимание на гарантийный срок – этот срок должен быть не менее двух лет. В течение одного года возможные скрытые дефекты просто могут не проявиться полностью, особенно при сезонном использовании мотоблока.

Теперь, ознакомившись с необходимой информацией, вы с уверенностью можете отправиться в магазин садовой техники.

Видео по теме: уборка картофеля мотоблоком.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector